Можно писать

Новокошкульская сош

Адрес: Омская область Тюкалинский район село Новый Кошкуль ул Ленина 17а сотовый 8 950 339 61 77 официальный сайт нашей школы http://n-kosh.tukalinsk.omskedu.ru/


Телефон: 83817635716

E-mail: vas4850@yandex.ru

МОУ "Новокошкульская средняя общеобразовательная школа" Программа развития школы на 2006-2011 годы с.Новый Кошкуль 1.Паспорт программы развития школы. Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации. Нормативная база для разработки программы развития школы: 1. Конвенция о правах ребенка. 2. Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка". 3. Закон РФ "Об образовании". 4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. 5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Цель программы: Создание условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования. Основные задачи программы 1. Обеспечение адаптации школы к изменениям, инициированным процессом модернизации современного образования. 2. Определение оптимального содержания образования учащихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы и уникальности образовательного учреждения. 3. Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения ее эффективного развития. Сроки реализации программы: с сентября 2006 года по июнь 2011 года. Этапы реализации программы: 1. Ориентировочный (2005-2006 гг.). Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования. 2. Основной (2006-2008 гг.). Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние. 3. Обобщающий (2008-2011 гг.). Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы. Управление программой. Корректировка программы осуществляется Советом, педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями по учебно-воспитательной работе. Раздел I. Информационная справка о школе 2.1. Общие сведения о школе и контингенте учащихся Село Новый Кошкуль возникло в 1929 году, когда вследствие разукрупнения совхоза "Георгиевский" образовался совхоз "Кошкульский" и возникла необходимость в создании его центра. В этот же период в новом селе открылась школа, быстро ставшая семилетней. В 1956 году Кошкульская семилетняя школа была преобразована в среднюю. Школьное здание - типовое. Сегодня - это муниципальное образовательное учреждение "Новокошкульская средняя общеобразовательная школа", располагающее четырьмя зданиями, собственной котельной, кабинетом информатики, оснащенным современными компьютерами, библиотекой, мастерскими обслуживающего и технического труда. Территория школы оборудована игровой комплексной площадкой. Школа имеет пришкольный участок, овощехранилище, пищеблок и столовую на 56 мест, набор необходимых для полноценного обучения школьников кабинетов. Тесные связи с социальной сферой села (Домом культуры, участковой больницей, детским садом), взаимо- действие с администрацией сельского поселения. Из детского сада в школу последние годы поступает примерно 70-80% первоклассников. Учитель начальных классов и психолог в течение года, предшествующего поступлению в первый класс, проводят занятия с детьми, не посещающими детский сад. Обучение проводится в одну смену. Режим работы школы - шестидневная учебная неделя. Традициями школы являются: o открытость образовательного процесса; o уважение к личности ученика и педагога; oстремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса; oсоздание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей; oорганизация непрерывного образования учащихся; oпризнание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика; oсохранение и передача педагогического опыта; oориентация на использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения; o активное включение выпускников школы в образовательный процесс. " Событийный подход, положенный в основу развития системы личностных отношений участников образовательного процесса, позволил наполнить жизнь школьников яркими эмоциональными переживаниями, объединяющими в "школьное братство" учеников и учителей. Возможности объединении возникли из сложившихся традиций, к которым следует отнести предметные недели, праздник первоклассника, праздник последнего звонка, конференции по различным проблемам, выпуск поэтических сборников учащихся, педагогов и выпускников школы, вечер встречи с выпускниками, походы по родному краю, проведение операций "Милосердие" (встречи с ветеранами войны и труда),поздравления ко Дню пожилого человека, день самоуправ-ления (День учителя),День матери, медицинского работника (концертные номера, газеты),месячник оборонно-массовой и спортивной работы ко Дню защитников отечества, проведение родительских лекториев, конференций "Родители, учителя, учащиеся".переписка с выпускниками ,солдатами Российской Армии , благоустройство , озеленение школьной территории, ремонт школьных кабинетов с участием родителей , учащихся , учителей , НПК школьников (ежегодные) , регулярные встречи инспектора по делам несовершеннолетних , нарколога , участкового инспектора с учащимися , работа Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности. 1. Численность учащихся 2004/ 2005 учебный год 87 учащихся 2005/ 2006 учебный год 85 учащихся 2006/2007 учебный год 84 учащихся 2. Количество учителей 1. Общее 16 2. Женщин 14 3. Мужчин 2 4. Средний возраст: 20 - 30 лет 3 30 - 40 лет 2 40 - 50 лет 7 50 - 60 лет 4 3. Характеристика учителей по категориям Образование и категория Количество учителей 1. Высшее образование 8 2. Средне-специальное 8 3. Незаконченное высшее 4 4. Разряды (8 - 11) 3 5. Высшая категория 2 6. Первая категория 7 7. Вторая категория 4 8. Почетное звание: "Отличник просвещения" 1 "Почетный работник образования РФ" 1 4. Стаж работы учителей Стаж работы Количество учителей До 3 - х лет 2 3 - 10 лет 3 10 - 20 лет 3 Свыше 20 лет 7 Пенсионеры 1 5. Режим работы школы. Шестидневная рабочая неделя . Продолжительность уроков - 45 минут. 6. Материально-техническая база Школьный комплекс включает 4 здания, в которых размещаются начальная школа (реконструированное здание интерната),учебный корпус для 5 - 11 классов(основное здание),учебные мастерские,гараж,котельная. Здания нуждаются в капитальном ремонте. Школа располагает спортивным залом (тренажерный зал, лыжная база), спортивной и игровой площадками, 2 кабинетами для проведения уроков технологии - швейный и кулинарный, 2 цехами - столярный, токарный, актовым залом, столовой на 56 мест. Общее количество учебных кабинетов - 13. Библиотека и читальный зал обладают общим фондом 12580 единиц хранения. Всего в школе 11 компьютеров , которые установлены в компьютерном классе, а также в библиотеке. 7.Показатели здоровья № п/п 2003-04 уч.год 2004-05 уч.год 2005-06 уч.год 1 Распределение детей и подростков по группам здоровья 98 87 78 1.1 1 группа 29 30% 22 25,3% 13 16,7% 1.2 2 группа 50 52% 48 55,2% 52 66,6% 1.3 3-5 группы 18 18% 17 19,5% 15 19,2% 2 Число часто болеющих детей 15 15,3% 12 13,8% 21 26,9% 3 Число зарегистрированных случаев инфицированных заболеваний (всего) 48 50% 20 23% 64 82,1% 3.1 В т.ч.острыми кишечными инфекциями - - - 3.2 Вирусным гепатитом "А" - - - 4 Число детей, имеющих хроническую патологию желудочно-кишечного тракта 8 8% 7 8% 4 5,1% 5 Число детей с патологией иммунной системы, нарушениями обмена веществ 2 2% 3 3,4% - 6 Число детей , имеющих патологию зрения 11 11,2% 11 12,6% 12 15,4% 7 Число детей ,имеющих патологию осанки 12 12% 10 11.5% 9 11,5% 8 Число детей с патологией нервной системы 7 7,1% 5 5,7% 4 5,1% 9 Физическое развитие 9.1 Гармоничное (число детей) 74 75,5% 65 74,8% 67 85,9% 9.2 Дисгармоничное (всего) 24 24,5% 22 25,2% 11 14,1% 9.3 Избыток массы 3 3% 3 3,4% 3 3,85 9.4 Дефицит массы 16 16,3% 18 20,6% 10 12,8% 9.5 Низкий рост 5 5,1% 1 1,1% 2 2,6% 8. Характеристика социального статуса семей учащихся. Количество семей детей, обучающихся в образовательном учреждении - 79, из них: Полных - 62 , в них детей - 65. Неполных - 17, в них детей - 20. Многодетных (4 ребенка и более) - 0. Многодетных (3 ребенка) - 7. Имеющих детей под опекой - 1. Семей "группы риска" - 5. Имеющих детей - инвалидов - 2. 9. Характеристика социума Анализ родительской среды Окружение школы 1. Рабочие 28% Начальная школа п.Первомайский 2. Безработные 33% Детский сад 3. Интеллигенция 14% Частный жилой сектор 4. Пенсионеры 1% 5. Колхозники 21% 6. Предприниматели 3% 1. Физическое здоровье учащихся и учителей. Для учеников нашей школы характерна тенденция к повышению показателей здоровья учащихся. Однако , уменьшается количество здоровых детей по 1 группе, сохраняется число детей с патологией осанки (10,5%) и органов зрения (14,1%); от всего количества учащихся имеют дисгармоничное развитие (17,6%), избыток массы (3,5%), дефицит массы (11,7%). Представленная информация о группах здоровья учащихся показывает некоторое сокращающееся поступление практически здоровых детей. На сегодняшний день их всего 20 % , поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся является одной из наиболее значимых проблем для педагогического коллектива. В школе на протяжении 3 лет действует программа "Альтернатива", разработанная администрацией школы , детской Думой , органом детского самоуправления , секцией "Здоровье и спорт"". Содержание программы ориентировано на школьни- ков , их родителей, педагогов "Новокошкульская средняя общеобразовательная школа" и обеспечивает включение в ее реализацию учреждений культуры, здраво- охранения, органов муниципального управления, других учреждений социальной сферы. Она направлена на создание "среды здорового образа жизни" и систему мероприятий, проектов, мер здоровьесберегающих технологий и внедрение их в учебно - воспитательный процесс. Целью данной программы является создание среды, формирующей у детей и подростков убеждения в ценности здорового образа жизни - для каждого из них и для их окружения, условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, их самореализации, самовыражения "с пользой для себя, с пользой для других" на основе приоритета сознательного отно- шения к укреплению своего здоровья и приобщения к этому других. В школе ведется спортивно-оздоровительная работа, охватывающая учащихся всех ступеней образования: проводятся спортивные праздники, соревнования по раз- личным видам спорта, эстафеты, дни здоровья, походы дружбы. Работают секции, спортивно-оздоровительные группы: это секция ОФП, спортивных игр, танце- вальный кружок. Воспитательная работа школы предусматривает профилакти- ческие беседы о вреде курения, алкоголя, наркомании. Тем не менее, при сущес- твующей проблеме, необходимо расширить спортивно-оздоровительную работу и шире внедрять в учебный процесс здоровьесберегающие технологии. Но, помимо знаний, необходимо научить ребенка быть здоровым. Анализ состояния здоровья учителей позволяет сделать вывод о том, что количество болеющих в течение трех лет приблизительно одинаково. Здоровье ухудшается со второго полугодия. В целях укрепления здоровья учителей в школе организован ежегодный углубленный медицинский осмотр. Только здоровый учитель может воспитать здорового ученика, поэтому одной из задач школы является создание системы укрепления здоровья учителей. В связи со сказанным выше мы можем выделить ряд проблем, затрагивающих ресурсный потенциал нашей школы: 1. сохранение здоровья учеников и учителей школы; 2. повышение педагогической компетентности учителей в вопросах применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. 2. Уровень обученности учащихся. За время своего существования школа завоевала значительный авторитет среди населения. Выпускники, жители села, приводят в школу своих детей, образуя многочисленные школьные "династии". Кроме того, восемь педагогов, являются выпускниками школы разных лет, что может свидетельствовать о позитивном отношении учащихся к своему образовательному учреждению. Сегодня престижно учить детей в МОУ "Новокошкульская сош , и педагогический коллектив делает всё, чтобы этот авторитет удержать и поднять его на ещё более высокий уровень. Качество образования учащихся позволяет школе в течение последних десяти лет стабильно лидировать среди школ Тюкалинского района по результатам предметных олимпиад, творческих конкурсов, смотров и фестивалей. Высокий уровень подготовки учащихся обеспечивается постоянной работой педагогичес- кого коллектива по обновлению содержания образования и поиском новых форм организации образовательного процесса. В течение трех лет работаем по программе "Перспективная начальная школа". В настоящее время она стала ведущей педагогической технологией, используемой учителями школы. Однако , коллектив педагогов-экспериментаторов ставит перед собой задачу дальнейшей разработки и освоения развивающих технологий обучения, учитывая преемственность "детский сад" - "начальная школа" - "основная школа" - "средняя школа". Это позволило расширить диапазон результатов образования. К наиболее значимым из них следует отнести: o повышение уверенности учащихся в собственных силах; o развитие позитивного образа себя и других; oболее качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей; o усиление у школьников мотивации на успешную учебную деятельность; o повышение умения адекватно оценивать себя; o развитие "командного духа" и "чувства локтя", коммуникабельности, умения сотрудничать с разными людьми; o обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи; o развитие исследовательских способностей; o развитие умения мыслить абстрактно. Учителя школы работают и успешно воплотили целый ряд широкомасштабных межпредметных и внутрипредметных проектов. Но, тем не менее, стоит обратить внимание на ряд проблем. Учебные возможности учащихся Учебный год Высокие учебные возможности Средние учебные возможности Низкие учебные возможности 2004-2005 32 % 50 % 18 % 2005-2006 36 % 49 % 15 % 2006-2007 35% 43 % 22 % Анализируя статистику , необходимо отметить положительную динамику качества знаний в начальной школе . Но уже на II ступени обучения показатели резко снижаются . Особую тревогу вызывают 5-е классы. В 10-11 классах закономерное, но весьма незначительное повышение. Поэтому одной из проблем образовательного процесса является проблема снижения качества знаний на II и III ступенях обучения . Если проанализировать соотношение качества знаний и уровня учебных возможностей , то виден значительный потенциал роста качества знаний . Чтобы решить эту проблему, нужно вскрыть причины явления, для этого проанализируем уровень адаптации и мотивации школьников. Значительное снижение мотивации наблюдается в 5-х классах, "западают" 7 класс (особенно низкие показатели по собственно школьным мотивам и дополни- тельным мотивам со стороны семьи). В 8-х и 9-х классах уровень мотивации ко- леблется между низким и среднем уровнем, и только в 10-х классах наблюдается незначительный рост показателей. На основании диагностики можно сделать выводы: уровень мотивации школьников недостаточно высок, поэтому надо сосре- доточить внимание на таких аспектах, как создание позитивной установки на уче- ние в начальном и среднем звене, а также работа с родителями с целью усиления мотивации со стороны семьи. Условием повышения качества знаний и формиро- вания положительной мотивации могут стать профильные классы на III ступени образования. Важным условием развития личности, ее воспитания, умения безболезненно адаптироваться в современном социуме становится грамотно организованное психологическое сопровождение ребенка во все время его обучения в школе. Оно направлено на организацию сотрудничества с ребенком, поддержание его психологического здоровья в адаптационный период, раскрытие и развитие его индивидуальных возможностей Как показывает опыт, смена уровня социальной среды, переход из одной ступени обучения на другую является причиной вхождение ученика в адаптационный период или, на языке психологов, адаптационный стресс. Ученик испытывает адаптационный стресс как минимум три раза за время учебы в школе и по ее окончании: -при поступлении в 1 класс; -при переходе в 5 класс; -при переходе в 10 класс; Чтобы помочь ученику менее болезненно пройти этот период, необходимо изучить каждую ступень адаптации. Диагностика показала следующие результаты. При поступлении в первый класс около 10% детей не готовы к обучению в школе: 42% - не достаточно развита речевая функция, 50% - не развита тонкая моторика. Основная причина неподготовленности детей к школе заключается в том, что не все дети посе- щают детский сад, проблемы в семейном воспитании , когда родители не уделяют должного внимания подготовке детей к школе. Следует отметить, что последние два года растет посещение детей дошкольного учреждения. Программа предшкольной подготовки , разработанная в 2006 году секцией преемственности обучения и воспи- тания школьников (детский сад - начальная школа), позволит повысить качество готовности дошкольников к поступлению в школу. Анализ обследования первоклас- сников в период адаптации показал: снижается уровень внимания, устойчивая позна- вательная мотивация на начало учебного года низкая. Результатом этого является повышение уровня тревожности учащихся начальной школы. Причина заключается в несформированности способности саморегуляции поведения у детей, снижение уровня мотивации к учебному процессу, высокий уровень тревожности. В пятых классах причиной низкой степени адаптации является появление страха самовыражения, снижение уровня внимания. Исследование учащихся 9-11 классов позволило сформировать следующую проблему адаптационного периода школьников: снижение познавательной актив- ности, что приводит к снижению уровня успеваемости. Как результат, перед педагогическим коллективом встает очень важная проб- лема - недостаточно высокий уровень качества знаний при наличии потенциала учебных возможностей. 3. Нравственное и профессиональное самоопределение учащихся. Опрос родителей показал: 68 % родителей считают, что школа должна готовить ребенка к жизни и развивать его способности. Кроме того, среди родителей высок приоритет высшего образования - 80% из них предполагают, что дети продолжат обучение в ВУЗах. Анализ потребностей учащихся показал, что значимым для них в школе являет- ся : получение качественного образования - 78%, создание благоприятного психологического климата - 69%, создание условий для эффективного обучения - 15%. Продолжение образования выпускниками Учебный год Количество выпускников Вуз Среднее специальное Трудоустройство 2003-2004 10 40% 60% 0% 2004-2005 10 50% 50% 0% 2005-2006 6 50% 50% 0% Для того чтобы помочь учащимся в профессиональном самоопределении, необходимо введение на третьей ступени образования профильного обучения, а в основной - предпрофильной подготовки. САМОАНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ Как вы готовите себя к выбранной профессии? Количество учеников Где вы проверяете свои профессиональные качества? Количество учеников а) Работаю над развитием системы знаний, умений и навыков, необходимых для этой профессии 43% а) в школе на уроках 20% б) Воспитываю у себя общие положительные качества (трудовые, самостоятельность в труде, настойчивость и т.д.) 7% б) в кружках 10% в) Развиваете специальные качества, необходимые для выбранной профессии 20% в) во внеклассной работе 4% г) самостоятельно дома 16% д) не проверял 10% На что вы ориентировались, выбирая профессию? На каких уроках учителя рассказывают о профессиях? а) принести пользу обществу 7% а) русский язык, литература 13% б) эта профессия престижна 30% б) технология, физика 12% в) хорошая зарплата 15% в) кл. час 18% г) интересная и содержательная работа 10% г)обществознание д)химия, биология г) ни на каком 12% 15% 10% д) работа соответствует моим возможностям 20% Следует отметить, что информацию о профессиях учащиеся получают из разных источников, школа готовит ученика к определению будущей профессиональной деятельности. Но значительную роль в выборе профессии играет социальный и экономический статус семьи. В условиях школы профориентационная работа направлена на формирование психологической готовности учащихся к трудовой деятельности. Этими вопросами занимаются классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог. Обращается внимание на доминирование интересов в учебной деятельности, уровень знаний по выбираемой профессии, предъявляемые к ней требования, а также мотивы выбора продолжения учебы. Отмечается некоторое снижение интереса учащихся к учебе и внеурочной деятельности. В процессе мониторинга, используя такие методы диагностики, как анкетирование, наблюдение и беседа, были получены следующие результаты: 2% - невоспитанность 10% - низкий 36% - высокий 52% - средний Анализируя полученные данные, можно говорить о положительной динамике уровня воспитанности школьников: Диагностика формирования личностных качеств и нравственных приоритетов учащихся позволяет планировать работу с классом, организовывать занятия,кото- рые помогали бы получать развернутую картину становления личности каждого ребенка, осмысление поступков и жизни в целом, влиять на сознание его ценнос- тей : нравственные позиции, культуру, жизненные установки. 4. Кадровое обеспечение педагогического процесса и профессиональное мастерство педагогов. В информационной справке о школе были приведены основные статистические данные. Стоит обратить внимание также на результаты диагнос- тических исследований, проведенных в педагогическом коллективе. Исследование уровня мотивации педагогического коллектива на внедрение инноваций в образовательный процесс является особенно важным и актуальным в связи с тем,что процесс накопления технологий решения профессиональных задач- главное приобретение, обеспечивающее рост профессионального мастерства. Данные опроса показали, что 84,1% педагогов нашей школы имеют активную потребность в реализации профессионального саморазвития и сложившуюся ее систему. У 2% учителей отсутствует система саморазвития. Это, в основном, педагоги - пенсионеры, которые работают в школе последний год. Т.е. наш педагогический коллектив характеризует достаточно высокий уровень внешней и внутренней мотивации. Для учителей характерно стремление изучить себя (92%), анализ своих чувств и опыта (88%), вера в свои собственные возможности (89%). Большая часть коллектива (82%) управляет своим профессиональным развитием и получает положительные результаты, причем 80% учителей получают удовольст- вие от освоения нового. Стоит заметить, что 36% учителей нашей школы испыты- вают страх, боязнь, негативное напряжение в связи с возможными проверками, аттестацией, экзаменами. Одним из показателей готовности учителей к осуществлению ОП в условиях развития школы является владение различными педагогическими технологиями. По итогам проводимого опроса, выяснилось, что около 90% владеют или частично владеют несколькими (5-8) элементами технологий. Совокупность используемых технологий обеспечивает реализацию целей и задач школы практически в полной мере. Новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в рамках Концепции модернизации образования должны значительно расширить количество используемых технологий и усилить мотивацию на их внедрение. Данные исследований показывают, что наша школа имеет достаточные внут- ренние резервы для развития и совершенствования образовательного процесса и инновационной среды, но выделяется ряд проблем: 1.недостаточная ориентация учителей на использование инновационных технологий личностно - деятельностного и компетентностного обучения; 2.недостаточно высокий уровень самоанализа и рефлексии педагогического коллектива; 3.не все педагоги имеют высокий уровень мотивации на освоение инноваций. 5. Конкурентные преимущества школы и противоречия образовательного процесса. Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести: oзначительный авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений района; oквалифицированный педагогический коллектив, в достаточной степени мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения; o значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию; o качественную начальную подготовку, позволяющую школьникам добиваться хороших учебных показателей на второй и третьей ступенях школы; oпреимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы; oиспользование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами; oинтеграцию основного и дополнительного образования. Вместе с тем выявлены следующие противоречия, на разрешение которых дол- жна быть направлена программа развития школы. Это противоречия между: oнеобходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач; oстандартной поточной системой образования и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником; oориентацией организации и содержания школьного образования на воспроизведение готовых знаний, отсутствие поисков, творческой активности и реальными жизненными ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений, самоопределения; oпрофессиональной готовностью учителя взаимодействовать со "школьной" личностью ученика и его целостностью как объективной реальностью; oотношением к ученику как объекту педагогического воздействия и неприятием его учащимися; oорганизацией методической работы в школе, направленной на рост специаль- но-предметной компетентности, и объективной необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности, способствующей развитию субъект- ности как учителя, так и ученика; oвысокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в данных условиях. Раздел III. Основные концептуальные положения развития школы. Общение-суть жизни людей.Главный метод гуманистического воспитания -доставлять ребенку радость общения с нами : радость совместного познания ,совместного труда , игры , отдыха. Ш. А. Амонашвили Решение данных проблем может идти через создание адаптивной среды, ведущей целью которой будет создание школы "Социального оптимизма". Наиболее инте- ресными для реализации этой модели являются идеи школы социализации Л.Толс- того, М.Бахтина, Е.Пасова, Ш.Амонашвили, Е.Ильина, М.Шиловой, В.Семенова, идеи адаптивной школы Е. Ямбурга, Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова, теория оптимизации образовательного процесса Ю.К. Бабанского. До недавнего времени образование передавало подрастающему поколению сис- темы норм, ориентиры социально приемлемого поведения,что обеспечивало сохра- нение государственного устройства общества и относительно безболезненное вхождение школьников во взрослую жизнь. Быстрая смена и многообразие социальных ориентиров, политическая разба- лансированность общества создают ситуацию неопределенности в образовании. В современном обществе наблюдается массовый переход культурной деятельности человека в коммерческую. Такая декультуризация социума по своему негативному воздействию более значима, чем экономический и политический кризис. Социализация есть процесс и результат социального формирования детей и молодёжи, включение их в социальные отношения. Социализация происходит как под влиянием стихийного воздействия факторов общественного бытия, так и спе- циально создаваемых в процессе воспитания условий. Педагогическая поддержка состоит в совместном с ребёнком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Сущность программы школьной социализации находит воплощение в идее гуманистического воспитания, ориентации на внутреннюю мотивацию и установку на эмпатию - понимание внутреннего личностного мира учащихся. В школьной социализации делается акцент на развитие коммуникативных способностей в ситуациях общения и взаимопонимания , при этом социальная роль учителя - быть воспитателем "хорошо адаптированных к социальной среде граждан". Структура процесса социализации личности. Первая стадия - адаптация. На этой стадии происходит усвоение бытующих в соответствующей среде форм общения и определенной деятельности. Вторая стадия - поиск средств и способов для самореализации и персонали- зации, проявления своей индивидуализации. Третья стадия - интеграция. Объедение с группой посредством реализации потребностей индивида осуществить свой вклад в жизнь группы. В процессе социализации присутствует противоречие между степенью вжи- вания человека в обществе и степенью его обособления в нём. Если между двумя составляющими существует баланс, то мы можем говорить об эффективной социализации. Основными компонентами системы, в которой протекает процесс направлен- ной социализации являются воспитанник, его семья и воспитатель. Результат процесса социализации - научение ребенка быть "продуктивным членом общества", приобщение его к правам, ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества. Школа была и остается наряду с семьёй основным инструмент социализации, решая эти задачи в пределах своих возможностей. Она должна помочь ребенку адаптироваться в социуме, и определяется со стороны социальной среды целями деятельности, социальными нормами. Поэтому для адаптации ребенка к неблаго- приятным факторам окружающего мира и поддержания равновесия его организма и психики школа может выступить посредником согласования требований и ожи- даний между личностью ученика и обществом (социальной средой). Именно это условие позволит ученику найти свое место в жизни, наиболее полно реализовать свои возможности и способности. Представления о выпускнике школы социального оптимизма и качестве образовательного процесса. Выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гума- низм, справедливость, сострадание по отношению к ближним. Присущий выпуск- нику школы социальный оптимизм, базируется на универсальной школьной подго- товке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывно- му самосовершенствованию. Представления о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требова- ний, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов. Ориентируясь на представления о выпускнике, школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором: oформируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамичных социально-экономических условиях; oразвиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию; *в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира; oне допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся. Выпускник школы, для того чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических, политических и прочих изменений, присущих современному обществу, должен обладать универсальной школьной подготовкой. Методы, используемые педагогами в работе со школьниками в ходе образова- тельного процесса в школе социального оптимизма, должны быть ориентированы на: oсамопознание и саморазвитие учащихся; oразвитие самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи; oформирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся; oпоощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности; oразвитие волевых качеств учащихся путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу. Это предполагает переход от информационно-объяснительной образователь- ной технологии к деятельностно-развивающей, который предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми форма- ми общения педагогов с учениками и учащихся между собой, повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности; использование в образова- тельном процессе ролевых и учебно-деловых игр,метода моделирования жизненно- практических ситуаций, социально-психологических тренингов. Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, ученическое самоуправление и различные школьные сообщества. Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает при- обретение ими в стенах школы опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расшире- ние сферы применения проектного обучения, характерными чертами которого являются: oвариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников; oнаправленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися; oмногообразие проектов, выполняемых на межпредметном и надпредметном уровнях. Проектная технология способна изменить систему общения учителя и ученика, сделав ее диалогичной. В результате этого будут созданы условия для: oобогащения жизненного опыта всех участников проектной деятельности; oсамопознания учащихся, более четкого понимания ими своих достоинств и ограничений; oовладения школьниками опыта совместного решения проблем. Школа социального оптимизма немыслима, если сами педагоги не ориентиру- ются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность. С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, совершенствова- нием своих авторских и модифицированных курсов, участвовать в управлении школой, информировать учащихся о достижениях их наставников. Представления о выпускнике школы и основные положения ее концепции определяют следующие приоритетные направления развития образовательного учреждения: oдальнейшее развитие лингвистического образования как системообразующего компонента образовательной системы школы; oвнедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способст- вующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху; oпрофессиональное развитие учителей и педагогического коллектива. Организация образовательного процесса в "Школе социального оптимизма". Достижение современного качества образования. Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. Последние годы эта проблема обострилась под влиянием следующих причин: - различий между системами ценностей субъектов, оказывающих влияние на образовательный процесс; - последовательного и необратимого перехода от единообразия учебных программ, учебников и учебных заведений к их разнообразию; - усиления регионализации образовательных систем. В школе работает НПОУ по работе с детьми, имеющими повышенные способ- ности к исследовательской и творческой работе. Результаты: высокая оценка работ учеников на уровне региона, области и района - свидетельства, дипломы лауреата областных научно - практических конференций : -Участники Всероссийского конкурса "Куликово поле - 2005" 10 место из 780 представленных работ. -Т. Розенфельд и М. Янкова - дипломанты Всероссийского конкурса детских плакатов "Как не заболеть туберкулезом" -Е. Костюченко - участник Всероссийского конкурса "Моя законотворческая инициатива" (январь - 2007); победитель областного творческого конкурса газеты "Омская правда" "Село мое родное" за публикацию "В кольце проселочных дорог"; дипломант областной краеведческой конференции "Летопись сибирских деревень; -участники Всероссийского конкурса "Права человека - глазами ребенка"- 2007 года; -И.Коновалова - лауреат 37 региональной НПК школьников и учащейся моло- дежи "История войны в частушечно- песенном жанре"; -М.Коновалов - дипломант областной научно-практической конференции "Авиация военных лет. Загадка успехов воздушных асов"; -Лето Иван - призер областного конкурса среди учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений на лучшую творческую работу (сочинение "Я- Гражданин России") по избирательному праву (2 место); -А.Шелудков - дипломант областного молодёжного фестиваля авторской песни "Возьмёмся за руки, друзья" в номинации "Патриотическая песня"; -Е. Люличкина - победитель областного конкурса "Вахта памяти" в номинации "И подвигу народа жить в веках" (рисунок) 1 место; -С.Лобода - победитель областного конкурса-фестиваля детского творчества "Красота спасёт мир" в номинации "Корнепластика" 1 место; - победители районного конкурса "Театр и дети" 1 место; - победители районного конкурса УПБ- 1 место ; -победители районного конкурса художественной самодеятельности "Любовь - волшебная страна". Номинация "Хореография" 1 место. Номинация "Вокал" 3 место (А.Шелудков); -победители районного конкурса экологических агитбригад 1 место; -победители и призёры районного экологического конкурса "Цветочная кладовая" 1 место (О.Васильева) и 3 место (Е.Судакова); -победители районного конкурса пришкольных участков 1 место; -призёры районных соревнований по волейболу (юноши) 3 место; -призеры районных соревнований по теннису 3 место -2006; 2 место- 2007; -победители и призеры районного конкурса "Красота спасет мир" в номинациях: "Графика" 1 место (М. Приходина), "Пластика корней и коряг" 2 место (С.Лобода), "Флористика" 2 место (Т.Розенфельд), "Пластика корней и коряг" 3 место (А.Шелудков); -призеры районного слета детских общественных объединений (А. Карпачева, О.Васильева, Е. Костюченко); -призёры районного конкурса "Хозяйка дома -2006" (С. Приходина) награждена грамотой за активное качество работы в номинации "Шью своими руками"; -призёры анкетирования "Знать и помнить о делах и подвигах предков" (по линии районного историко-краеведческого музея - М. Янкова, М.Коновалов); -участники районного конкурса рисунков "Афганистан болит в моей душе"; -участники районного конкурса рисунков "Я бы в армию пошёл"; -участники районного и областного конкурса сочинений "Я выбираю спорт"; -участники районного и областного смотра-конкурса методических материалов по профилактике деятельности и пропаганды ЗОЖ (Конкурс-состязание "Как живешь, так и здравствуешь"); -участники районного и областного конкурсов материалов по патриотическому воспитанию; -А. Карпачева - участница Кремлёвской елки в г.Москва - 2006 г. В школе обращение к проблеме качества образования обусловлено перечис- ленными ниже обстоятельствами. 1. Анализ самоопределения обучающихся после окончания школы показал, что все выпускники продолжают обучение в высших и средних специальных учебных заведениях. 2. В процессе изучения образовательных потребностей обучающихся и их родителей выяснилась необходимость процесса профилизации. 3. Изучаемые предметы, в том числе и профильные, играют для школьников различную роль: одним обучающимся они необходимы для получения будущей профессии, другим позволяют приобрести базовые знания, третьим дают возмож- ность овладеть инструментом познания смежных учебных дисциплин и, наконец, четвертым могут быть полезны в общеразвивающем, общекультурном плане. Следовательно, необходим соответствующий отбор содержания образования, предлагаемого каждой категории обучающихся. В целях достижения современного качества образования школе предстоит решить следующие проблемы: 1) выбора оптимального и достаточного количества профилей обучения; 2) помощи обучающимся в осознании выбора своего профиля обучения; 3) отбора содержания образования в профильных классах: содержания прог- рамм по профильным и непрофильным предметам, программ углубленного изуче- ния дисциплин в рамках мини-профилей; 4) отбора и внедрения в образовательный процесс эффективных технологий, обеспечивающих высокий образовательный уровень; 5) формирования исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивиду- альных творческих запросов. На основе проведенного анализа, результатов исследований и выявления отмеченных выше проблем разработаны мероприятия по следующим направле- ниям: - изменения в содержании образования; - влияние способа организации образовательного процесса на повышение качества образования; - новшества в технологиях обучения, воспитания и развития; - новшества в условиях организации образовательного процесса. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как непрерывный процесс. Детей надо готовить к умению овладения современными средствами информации и способности актуализации их для самостоятельного постиже- ния знаний. ЗУНы не могут рассматриваться как цель и главный результат обучения, необходимым является использование в образовательном процессе компетентностного подхода. Изменение же целей современного образования вле- чёт за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Школа предусматривает очное обучение, в форме экстерната и обучение на дому детей - инвалидов, с обязательным включением их в классы для участия в совместных коллективно-творческих делах. Для более углубленного изучения образовательных программ с учётом интересов и потребностей обучаемых предос- тавляется выбор программ элективных курсов. Учебный план школы создан на основе федерального Базисного учебного пла- на. Спецификой учебного плана школы является то, что при его разработке учитывался "Примерный учебный план общеобразовательных учреждений, распо- ложенных на территории Омской области", "Примерный учебный план по учебно- методическому комплексу "Перспективная начальная школа", который определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального, регионального и школьного компонентов по классам, образовательным областям и учебным курсам. Учебный год в школе разделен на четыре учебных периода. После каждого перио- да организованы каникулы. Аттестация во 2-9 классах проводится по окончании каждой четверти. Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в разли- чных видах деятельности. Оно направлено на создание условий для развития личности каждого школьника посредством диверсификации образовательной среды. В школе реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно- оздорови- тельное, нравственно-патриотическое. Совершенствование воспитательной системы в "Школе социального оптимизма". В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздей- ствие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей интериоризируются основные социальные, нравствен- ные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизне- деятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конеч- ном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни. Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического кол- лектива школы. Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических изменений, связанных со становлением рыночных социально- экономических отношений. Нестабильность экономической жизни, неясность перспектив применения своих знаний, духовный кризис, разрушение культивировавшихся ранее идеалов и ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров, заданных обществом, широкое распространение мнения о том, что из страны надо уезжать - эти и другие факторы создали существенные проблемы в воспитательной деятельности педагогов. Школа располагает необходимыми для реализации задач указанного направления управленческими структурами, общим потенциалом и опытом. Программа гражданско - патриотического воспитания "Истоки" (2005-2008), разработанная администрацией школы, ДОО "Содружество", Домом Культуры, сельской библио- текой, участковой больницей способствует: -формированию патриотических чувств школьников на основе исторических ценностей Омской области, лучших традиций сибиряков, неповторимости природы родного края, сохранение и развитие чувства гордости за свое село, район, область и в целом за страну; - формированию активной жизненной позиции у школьников, их нравственному совершенствованию, гражданскому становлению; - развитию гражданского самосознания ребят на основе активного участия в организации социально значимых дел в районе и родном селе; - приобщению детей и взрослых к здоровому образу жизни, повышению ответ- ственности семьи, социальной инфраструктуры за воспитание детей в сфере своего влияния; - формированию воспитывающей среды на основе общих интересов и дел; - повышению уровня воспитывающих функций образовательного процесса; - укреплению семьи, формированию взаимного уважения между ее членами, между старшими и младшими поколениями, окажет влияние на формирование патриотизма и гражданских качеств; - повышению стремления молодежи к службе в Вооруженных силах РФ, готовности к защите Отечества, сохранению и развитию трудовых и боевых традиций. Важнейшую роль в формировании активной гражданской позиции выполняют детские общественные организации "Союз старшеклассников", "Мечтатели". продолжается работа по активному вовлечению старшеклассников в проведение педагогических советов школы. Решения педагогических советов позволили: - значительно активизировать деятельность параллельных структур управления (штаб "Поиск", совет "Мечтателей" и совет физкультуры); - более успешно решать проблемы востребованности результатов работы школы для ее выпускников. В сфере воспитания организована систематическая учеба актива, расширена сфера аналитической деятельности школьной думы ( посещение внеклассных и внеурочных мероприятий, анкетирование по вопросам воспитания), детализировано планирование на уровне краткосрочных перспектив. В управлении школой значительное место заняло детское самоуправление. В такой ситуации новая воспитательная парадигма требует от учителей макси- мального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствова- нию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Всемерно утверждать в сознании учащихся идеи гражданского патриотизма, гор- дости за свою школу, "малую" и "большую" Родину. Итогами такой деятельности можно считать: - неформальное отношение к формированию ценностных ориентаций в детском общественном объединении и посредством детского объединения; - включение в активные процессы воспитания значительной части школьников и перевод их в плоскость "субъектно - субъектных отношений"; - проявление реальных возможностей для решения задач социализации личности. Повышение роли семьи в воспитательно-образовательном процессе в "Школе социального оптимизма". В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила ро- дителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответ- ственность за качество образования своих детей. Часть родителей активно стреми- тся к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности совре- менных образовательных процессов, в особенностях образовательной программы школы, учебных программах и учебниках, по которым работают педагоги. Возро- сший уровень педагогической компетентности части родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения. Широко используе- мый культивируемый вид сотрудничества - консультирование родителей педаго- гами и психологом, социальным педагогом - выходит сегодня в своем содержании на качественно новую ступень. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позво- ляет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными ста- новятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Это побудило разработать данную часть программы развития школы, в которой обозначено пять основных параметров сотрудничества школы и семьи: - изучение семей; - информирование родителей; - просвещение родителей; - консультирование родителей; - совместная деятельность педагогов и родителей. Предполагается, что изучением и информированием должны быть охвачены все родители, а процент родителей, включенных в остальные направления работы, определяется взаимными потребностями семей и школы. Психологический климат в школе благоприятный, в классных коллективах царит атмосфера доброжелательности, заботы о товарищах, атмосфера доверия и требовательности. Повседневно чувствуется учительская забота о своих питомцах. Комфортность психологического климата в школе помогает проявлять творчество и достигать высоких качеств, помогает учащимся не бояться проявить себя,отстаи- вать свои мнения, доверять как одноклассникам, так и учителям. Отношение к ребятам со стороны учителей доброжелательное, терпимое,пони- мающее. Многие школьники учатся такому отношению друг с другом. Но как в любой компании не обходится дело без конфликтов, ссор, обид, непонимания. Классные руководители, учителя-предметники, психолог, социальный педагог, родители индивидуально и совместно находят пути разрешения сложных ситуа- ций. Уровень дисциплины учащихся школы можно считать средним. 85-90 % учащихся сознательно подходят к вопросам дисциплины на уроках, в обществен- ных местах, но есть и школьники с низким уровнем дисциплины, они самостоятельно не умеют контролировать своё поведение, где бы то ни было. На основании проведенного анализа, выявления проблем разработан раздел программы развития "Совершенствование воспитательной системы", включающий следующие направления: - формирование духовно-богатой, нравственной личности; - воспитание патриота и гражданина; - развитие опыта ученического самоуправления; - повышение профессионального мастерства классных руководителей. Социальная работа в "Школе социального оптимизма". С каждым годом возрастает роль социально-психологической службы. Педагогический коллектив школы активно использует её в достижении поставлен- ных задач. Задачи психологической службы школы: 1. выявление психологической готовности детей к школьному обучению; 2. разработка и осуществление развивающих программ, с учетом индивидуальных особенностей школьников; 3. держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников; 4. осуществлять диагностико - коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными учащимися; 5. диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию; 6. выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, родителями; 7. проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам обучения, развития, по проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания. Все дети сельского поселения, достигшие школьного возраста, охвачены обу- чением. Педагоги школы регулярно обследуют , выявляют вновь прибывших де- тей. Отсева учащихся, не достигших пятнадцатилетнего возраста, нет. И это один из важнейших принципов деятельности коллектива. Право ребёнка иметь семью и получать образование признано в России неотъе- млемым на всех уровнях - от бытового до нормативно - законодательного .Боль- шое внимание в школе уделяется детям, которые остались без попечения родите- лей; дети, с которыми жестоко обращаются в семье; когда родители вовлекают ре- бёнка в преступную деятельность; споры о месте проживания ребёнка при раздель- ном жительстве родителей. Большое значение в социально - педагогической деят- ельности имеет забота о здоровье подопечных, что является составляющей охранно - защитной функции. Социальный педагог, руководитель школы осуществляют наблюдение за ус- ловиями жизни и воспитания, здоровьем, учёбой подопечных детей, сохранение их имущества и жилья до достижения ими совершеннолетия. Ежемесячно социальный педагог, педагог - психолог и классный руководитель посещают детей, находящихся на опеке (попечительстве). В случае выявления неблагоприятных условий жизни и воспитания подопечного семья берётся на особый контроль и посещается чаще. Задача школы - это выявление малообеспеченных семей, их потребностей, оказание социально - психологической помощи, направление в случае необходи- мости в службу социальной защиты населения, отстаивание интересов учащихся и родителей таких семей, оказывается материальная помощь. Особая забота всего коллектива школы дети - инвалиды. Работа с ними строи- тся на взаимном доверии, уважении, понимании равных возможностей. С детьми и их родителями проводятся встречи, беседы, которые позитивно влияют на их пси- хическое состояние. УСЗН содействует в работе с детьми - инвалидами и их роди- телями (материальная помощь, проведение различных мероприятий, оздоровле- ние и лечение детей). Работа с трудными подростками и с подростками "группы риска". Это важная составляющая социальной работы педагогического коллектива школы. В работе с трудными подростками и подростками "группы риска" школа играет координирующую роль. Это наше правило, потому что это наши дети. Работа по данному направлению осуществляется в соответствии с програм- мой "Альтернатива",разработанной школой в 2005 году .В организации реализации программы участвуют школьники, актив родителей , социаль- ные службы села, общественные формирования. В соответствии с программой: - работает Совет по профилактике с участием участкового инспектора, работников ДК, учителей, членов школьного правительства ,работников сельской администрации. Заседания проводятся систематически, один раз в четверть. Отвечает за работу Совета заместитель директора по воспи- тательной работе Янкова Т.В. На заседании Совета рассматриваются воп- росы выполнения режима дня школьника, успеваемости, занятости детей и подростков в свободное от занятий время, содержания условий воспитания в семье; - регулярно проводятся рейды по обследованию неблагополучных семей, семей опекаемых; -все школьники, имеющие отклонения в поведении привлечены к заняти- ям в системе дополнительного образования(кружках, секциях); -осуществляются постоянные контакты с родителями, проводятся индиви- дуальные беседы с учащимися, склонными к нарушениям дисциплины; - осуществляется постоянный контроль за посещаемостью занятий деть- ми; - насыщенная внеклассными, внеурочными мероприятиями жизнь школы позволяет в значительной мере занять школьников в их подготовке и про- ведении, отвлечь от праздного времяпрепровождения; -особое внимание уделяется ряду школьников в летний период. Работа РВО, лагеря с дневным пребыванием, организация отдыха в летнем сана- тории на базе участковой больницы, помогают решать проблемы с детской безнадзорностью; -возрождена работа общественной комиссии по делам несовершеннолет- них при сельской администрации. Ни одно обращение школы по рассмотре- нию проблем воспитания в ряде семей не осталось без внимания. Большое внимание уделяет школа формированию общественного мнения на селе, которое должно по нашему мнению оказывать позитивное влияние на от- дельные категории родителей. С этой целью в школе регулярно работает родительский лекторий, на занятиях которого обсуждаются вопросы семей- ного воспитания, пьянства среди родителей, профилактики нарко- и токси- комании. Администрация школы работает в постоянном контакте с Домом культуры ( по вопросам занятости школьников во внеурочное время), участ- ковой больницей (по вопросам охраны здоровья детей, условий семейного воспитания, профилактики),работниками предприятий торговли(по вопро- сам соблюдения правил торговли в отношении несовершеннолетних) Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса в "Школе социального оптимизма". Работа по сохранению здоровья учащихся начинается с 1 сентября каждого учебного года. Основными мероприятиями по сохранению здоровья учащихся являются: 1. Расписание занятий учащихся составляется в соответствии с требованиями СанПиН. 2. Вовлечение учащихся в спортивные кружки, секции. 3.Комплектование физкультурно-оздоровительных групп детей с ослаблен-ным здоровьем - групп "Здоровья". 4.Организация работы столовой. Ее способность быстро и качественно накормить детей. Охват питанием максимально возможного количества детей. Питание отдельных категорий детей бесплатно. 5.Приёмка учебных кабинетов на предмет их соответствия требованиям СанПиН - освещенность рабочих мест учеников, соответствие размеров парт росту учащихся, наличие возможности регулярно проветривать классные комнаты. 6.Составление и утверждение календаря спортивно-массовых мероприятий. В школе создана и реализуется программа "Альтернатива", целью которой яв- ляется создание среды, формирующей у детей и подростков убеждения в ценнос- ти здорового образа жизни для каждого из них и для их окружения, условий,спо- собствующих сохранению и укреплению здоровья детей, их самореализации, самовыражения "с пользой для себя, с пользой для других" на основе приоритета сознательного отношения к укреплению своего здоровья и приобщения к этому других: -валеологическое просвещение родителей, учащихся, осуществляемое на постоянной основе силами специалистов участковой больницы, руководителем секции здоровья школы, учащимися старших классов - членами лекторской группы; -преподавание физической культуры по программе, основанной на повышении развития двигательных способностей детей; -изучение валеологического компонента в процессе преподавания всех дисцип- лин учебного плана школы с 1 по 11 класс; -проведение специальных медицинских мероприятий по профилактике заболе- ваний; - создание оптимальных санитарно - гигиенических условий , нацеленных на охрану здоровья детей и работников школы; - проведение внеклассных спортивно - оздоровительных мероприятий; - организацию оздоровления детей в летний период в пришкольном лагере с дневным пребыванием, летнем санатории при участковой больнице (ежегодно через эти и иные формы оздоровления проходит более 50% учащихся); В целом эффективность валеологической службы школы и работы секции "Здо- ровье и спорт" оказалась довольно высокой . По данным районных органов здра- воохранения за истекший с момента начала ее функционирования период в школе: -почти в 2 раза увеличилось число школьников, отнесенных к 1 группе здоровья; -более чем в 1,5 раза уменьшилось число детей, отнесенных к 111 группе здоро- вья; -почти в 3 раза уменьшилось число школьников , у которых ранее отмечались простудные заболевания; - на 30% уменьшилось число школьников, у которых ранее отмечались пробле- мы с органами пищеварения; - выросло число школьников , отнесенных к основной группе здоровья по физии- ческой культуре. Вместе с тем остаются актуальными вопросы охраны зрения детей , укрепления дыхательной системы, развития двигательных способностей .Важным критерием оценки физического здоровья детей является динамика уровня их физического раз- вития. Для учеников нашей школы характерна тенденция к повышению показателей здо- ровья учащихся. "Президентские состязания" 2005 - 06 учебный год. Сведения данные % учащихся , принявших участие в состязаниях от общего количества 95,3% Средний уровень физической подготовленности в классах 1 класс- 0,03 2 класс-0,19 3 класс-159,5 4 класс-193,8 5 класс-141 6 класс-164 7 класс-171 8 класс-146 9 класс-151 10 класс-196,2 11 класс-180 Средний уровень физической подготовленности учащихся 132,1 Переход на программу "Развитие двигательной активности" дает свои плоды, однако , ситуа- цию в целом нельзя считать удовлетворительной. К сожалению, не удалось в достаточном объеме решить вопросы приобщения всех детей к здо- ровому образу жизни, есть проблемы с проведением объективных медосмотров школьников, от- мечается перестраховка медработников в отношении ряда учащихся, с освобождением от всяких физических нагрузок, вместо выдачи конкретных рекомендаций по их дозировке. Необходимо разработать более объективные и менее затратные по времени и технологии обработки результа- тов физкультурно - оздоровительной работы и, самое главное, обеспечить заинтересованное и осознанное участие каждого школьника в самомониторинге уровня своего физического развития, что должно стать важным стимулом к необходимости введения здорового образа жизни. Требуе- тся внедрить объективные, разработанные специалистами, методики оценки эффективности оз- доровительной работы в летний период, пополнить материальную спортивную базу . Мероприятия Сроки Ответственные 1. Обследование детей , поступающих в школу. Выделение учащихся группы "риска" и больных детей. Весь период Администрация школы, мед.сестра 2. Мониторинг состояния здоровья учащихся. Весь период Мед.сестра, Кл.руководители 3. Создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся. сентябрь Мед.сестра. 4. Реализация программы "Альтернатива" по направлению "Здоровье". С сентября 2005 года Администрация школы Секция "Здоровье и спорт" 5. Проведение бесед по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди учащихся. Весь период Социально-психологическая служба школы 6. Введение валеологического компонента в учебные дисциплины. С 2005 года Администрация школы 7. Организация проведения контроля выполнения санитарных правил. Весь период Администрация школы 8. Расширение сети спортивных секций. Весь период Учитель физкультуры, ОБЖ 9. Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультминутки). Постоянно Педагогический коллектив 10. Регулярное проведение общешкольных дней здоровья. Сентябрь, май Учителя физкультуры, кл.руководители 11. Проведение конкурса на самый спортивный класс. Постоянно, итоги в мае Учителя физкультуры 12. Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения. Весь период Учителя физкультуры, Кл. руководители 13. Проведение общешкольных родительских собраний по проблемам здорового образа жизни. Весь период Педагог-психолог, социальный педагог 14. Проведение праздника "Папа, мама, я - спортивная семья". Ежегодно февраль-март Зам. по УВР 15. Организация клуба здоровья для педагогов. Сентябрь, 2006 года Администрация школы, профсоюзный комитет 16. Организация и проведение валеологического всеобуча для педагогов. Весь период Педагог - психолог Актуальное значение в последнее время приобрело обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе. Разработан "План мероприятий по обес- печению безопасности образовательного учреждения и защиты от террористичес- ких проявлений". Педагогический коллектив регулярно проходит учёбу по вопро- сам организации безопасности в школе. Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива в "Школе социального оптимизма". Условием поддержания оптимистического настроя учащихся является постоян- ный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспе- риментов. В содержании методической работы школы акцент будет смещен в сторону дея- тельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя.Мето- ды поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект- субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепен- ной важности станет развитие у учителя его профессионального самосознания, а на этой основе - определение путей и средств его профессионального саморазвития. Совершенствование профессионального роста учителей будет достигаться за счет непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня, кото- рое представляет собой: oоказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны шко- льной методической службы, окружной, городской и федеральной систем повыше- ния квалификации; oизучение , обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта , прежде всего связанного со способами взаимодействия с учащимися, реа- лизацией проектных методик , овладение новым содержанием образования; oовладение новыми формами , методами и приемами обучения и воспитания детей; oсовершенствование уроков , занятий по проектированию и других форм учеб- ной и воспитательной деятельности; oработе над учебниками и учебно-методическими пособиями для новых кур- сов. Основными формами работы по повышению квалификации педагогических работников школы будут: o самообразование; o курсы повышения квалификации на базе ИПКРО; o школьные и окружные методические объединения учителей; o школы передового опыта, творческие группы; o семинары-практикумы для учителей и других педагогических работников; o различные конкурсы профессионального мастерства; o взаимопосещения учебных занятий; o наставничество в различных его формах; o клуб ветеранов-консультантов. Кроме традиционных методических объединений и временных творческих групп в школе планируется создание профессионально-педагогических объедине- ний, в которые будут входить учителя с близким уровнем профессионального раз- вития и схожими профессиональными затруднениями и запросами. Необходимым условием профессионального роста учителей должно стать овладение информационными технологиями на функциональном уровне. № Мероприятия Сроки Ответственные 1 2 3 4 1. Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей. Ежегодно Директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений 2. Повышение квалификации и переподготовка кадров на базе ГОУ ДПО "ИРООО". Ежегодно Заместители директора школы по учебно-воспитательной работе 3. Работа педагогов над темами самообразования. Ежегодно Заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений 4. Участие в работе школьных и окружных методических объединений учителей. 5. Проведение обучения учителей основам компьютерной грамотности. 2005-2006 г. Заместители директора школы по учебно-воспитательной работе, учитель информатики 6. Создание проблемных творческих групп учителей. 2006-2007 г. Заместители директора школы по учебно-воспитательной работе 7. Обмен опытом через систему взаимопосещений уроков и внеурочных мероприятий. По плану работы Заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений 8. Организация семинаров, мастер-классов для учителей района. Ежегодно Директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений 9. Проведение внутришкольных конкурсов учителей и участие в конкурсе "Учитель года". Ежегодно Заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений 10. Создание профессионально-педагогических объединений учителей, с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями. С 2005 года Заместители директора по учебно-воспитательной работе 11. Подготовка педагогов к участию в экспериментальной и инновационной деятельности. 2005-2007г. Директор школы Янкова В.П. 12. Проведение тренингов, направленных на усиление коммуникативных возможностей педагогов. Постоянно Педагог-психолог Совершенствование системы управления школой Необходимость совершенствования системы управления школой диктуется изменениями в содержании управленческой деятельности руководителей образо- вательного учреждения. Внедрение нового содержания образования и новых его технологий требует усиления методической работы с учителями, постоянного кон- такта с родителями, родительской общественностью, вовлечению в процесс управ- ления учащихся школы. Увеличение объемов экспериментальной деятельности требует специальной работы по ее координации и мониторингу. В системе управления школы созданы новые структурные элементы: Совет школы (в который входят администрация, педагоги, родители, учащиеся), методи- ческий кабинет, творческие группы и действуют традиционные: педагогический совет, административный совет, совет по профилактике правонарушений, школь- ная Дума. Текущую работу осуществляют органы управления: Школьная Дума, Совет "Мечтателей", активы пионерских отрядов. исполнительным органом организации " Союз старшеклассников" является кабинет министров, руководя- щий всей текущей работой. Возглавляет кабинет школьный президент. В школе организована эффективная деятельность школьного самоуправления. В школе создана обстановка, при которой учащиеся ощущают сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль играет участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отноше- ний, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реали- зации лидерских функций. Самоуправление рассматривается как важнейшее сред- ство развития детей. Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостояте- льность , активность , ответственность , инициативность , дисциплину и др. Самоуправление позволяет ребятам расширить пространство для проявления своей активности. В начальных классах самоуправление развито в форме игры и направлено на организацию совместной деятельности детей и взрослых, на проявление инициативы и творчества, на самореализацию, как всего коллектива, так и каждого в отдельности. Самоуправление в досуговой деятельности развивается лучше, чем в учебной хотя есть классные коллективы, где и самоуправление в учебном процессе постав- лено на должный уровень. В основе школьного самоуправления лежит коллективная творческая деятель- ность (КТД) детей, учителей и родителей. Высшим органом школьного самоупра- вления является собрание, которое проводится один раз в четверть. В ходе его уча- щиеся выбирают актив, анализируют свою работу, ставят задачи на будущее,рас- пределяют обязанности, планируют совместную деятельность, подводят итоги про- ведённых мероприятий. Каждый классный коллектив осуществляет своё представительство в органах школьного самоуправления. Главной задачей членов совета "Содружества": совета старшеклассников, совета лидеров, представляющих в них классный коллектив, - представлять, выражать и защищать интересы классного коллектива на общешко- льном уровне. Совет "Содружество" выполняет координирующую роль и органи- зует деятельность классных советов дела на выполнение заданий КТД. В организации как классного, так и школьного самоуправления принимают участие не только ученики класса, классные руководители, но и добровольные помощники: администрация школы, родители, психолог, учителя-предметники, библиотекарь, социальный педагог. Этапы развития образовательной системы школы. Реализация разработанной концепции определяется до 2011 года. Период с 2004 до 2008 года разделён на 4 этапа: I этап (2004 - 2005) - подготовительный - диагностика состояния учебного процесса с целью выявления противоречий в его содержании и организации; - изучение микросреды школы, образовательных потребностей учащихся и их родителей; - разработка диагностических материалов, используемых для оценки уровней сформированности обученности, обучаемости и развитости учащихся; - разработка программы развития школы на 2003-2007 учебные годы; - теоретическая подготовка учителей на реализацию программы в образо- вательном процессе школы. II этап (2005-2006) - переходный Создание условий для реализации программы: - материальных (подбор, ремонт, подготовка помещений, приобретение и использование необходимого оборудования, мебели, средств обучения, базы для развития и оздоровления учащихся и т. д.); - кадровых (подбор, расстановка и специальная работа по обучению кадров для реализации программы); - научно-методических (формирование структуры и содержания образования начальных классов и старших классов); - финансовых; - мотивационных (стимулирование творческой деятельности педагогов, их интереса к инновационной деятельности, создание благоприятного морально- психологического климата и т.п.); - организационных (четкое распределение функциональных обязанностей между участниками процесса реализации программы, определение научного руководителя или консультанта и т. п.) III этап (2006-2007) - этап активных действий по реализации концептуальных идей. - отработка структуры школы; - разработка и реализация комплексно-целевых программ; - отслеживание процесса, результатов; - анализ и корректировка реализации программы; - контрольные срезы - проектирование педагогических технологий в системе личностно-ориен- тированного обучения; IV этап (2007-2008) - завершение отработки структуры школы, реализация программы. - переход школы в режим функционирования; - анализ полученных результатов; - корректировка содержательной, организационной и управленческой моделей. Критерии оценки эффективности программы "Личностные" критерии 1. Сформированность общей культуры личности обучающихся на уровне требований федерального стандарта и повышенного уровня образования в профильных классах. 2. Уровень развития индивидуальных творческих способностей, интеллектуальных, познавательных и исследовательских умений. 3. Уровень готовности к сознательному выбору и освоению профессиональных образовательных программ, к самообразованию. 4. Уровень социальной адаптации учащихся (построение межличностных отношений на основе взаимопонимания). 5. Сформированность у учащихся внутренней потребности к самоопределению в системе человеческих ценностей, нравственных основ жизни, любви к Родине, коммуникации, гуманистического отношения к окружающему миру. 6. Уровень готовности и умения вести здоровый образ жизни. "Управленческие" критерии 1. Количественные показатели: уровень квалификации, уровень образования, возрастной состав. Микроклимат в педагогическом коллективе. 2. Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью. Уровень творческого потенциала педагогов. Динамика заболеваемости учителей. 3. Интенсивность взаимодействия на уровне "школа - родители". Активность участия родителей в жизни школы. Социальный состав семей, образовательный уровень родителей. 4. Уровень профессиональных управленческих умений при реализации функций планирования, организации, руководства и контроля. Характер отношений на уровне "администрация - педагогический коллектив". Продуктивность управленческой деятельности. 5. Динамика совершенствования материально-технической базы, ее адекватность целям школы. 6. Динамика взаимодействия с общественностью, спонсорами. Динамика изменений в государственно-общественном характере управления школой. Критерии оценки уровня социальной адаптации учащихся: здоровье Показатели состояния здоровья Знания о здоровом образе жизни Валеологические умения Мотивационно-ценностная ориентация физическое Уровень физического развития О компонентах физического здоровья Осуществлять самоконтроль показателей физического здоровья Постоянный самоконтроль Наличие, отсутствие заболеваний Об основах профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний Предупреждать болезни На физическое здоровье, соблюдение правил личной гигиены и безопасного поведения Уровень физической подготовленности О психофизиологических основах ЗОЖ Осуществлять адекватную двигательную активность, строить оптимальный режим жизнедеятельности На занятия физической культурой и спортом, на физическое самосовершенствование психическое Развитие психических процессов Об индивидуальных психологических особенностях человека (темперамент, характер) Совершенствовать положительные черты характера, избавляться от негативных черт и привычек На формирование динамичной целеустремленной личности Степень сформированности эмоционально-волевой сферы, уровень тревожности, агрессивности Об эмоционально-волевых качествах Владеть приемами саморегуляции, проявлять волевые качества совершенствование эмоционально-волевой сферы духовное Ценности и цели Нравственных ценностях и целях, о понятиях мораль и нравственность, об этических нормах поведения Ориентироваться в многообразии ценностей, осуществлять выбор жизнеутверждающих целей. Выбор целей, способствующих самовыражению и совершенствованию личности социальное Уровень коммуникативности Об основных правилах комфортного общения Общаться с окружающими На комфортное общение Уровень социальной адаптации О путях определения своего места в обществе Самоопределяться в различных социальных группах ( семья, школа и т. д.) Выбор своего места в обществе Характер профессионального самоопределения О мире профессий, о способностях, склонностях, интересах Осознанно выбирать будущую профессию и путь личностного развития Выбор профессии

 

 

 

 

 

 

© vas-ba4inin

Создать бесплатный сайт с uCoz